Есть древняя летопись: мальчик Меркурий
жил в граде Смоленске…Молился сполна,
поклоны вбивая с отчаянной дурью,
чтоб скорбь не узнала его сторона,
и чтоб сохранён от татар и монголов
был город его и родительский дом…
Молился, глаза опуская до долу,
тот мальчик Меркурий о Духе Святом.
И вот, будто страсть его «сверху» почую,
За Днепром-рекою, на самой заре
явилось знамение – чудное чудо, –
Пречистой явление в монастыре!
Меркурий предстал перед Матерью Божьей, -
и командирован был прямо в войска!
-Иди и сражайся! – сказали, быть может.
(Как жалко на верную смерть отпускать!)
-Знай, мальчик, - ничто не даётся бесплатно.
Хоть ангел-хранитель тебя бережёт,
ты вряд ли сумеешь вернуться обратно.
(Ах, как же хорош! Ты нам нужен, дружок!)
…Небесное воинство - гикнуло сходу!
И меч, для возмездья врагам, заострил,
коня подобрал и представил народу
Меркурия, - архистратиг Михаил.
Архангел другой, Гавриил, - дал доспехи
И, благословляя на подвиг и бой,
Сказал: - « Ты, Меркурий, добьёшься успеха,
раз умную голову носишь с собой.
Будь смел и печален…Скажу тебе прямо,
что после победы, как плата за то, -
тебя заберёт Иисусова мама…
Ну, что тут попишешь? Приказ от Святой!
Но, знаешь, я очень тебя понимаю.
Иди же! Исполнить радение чтоб, -
придёшь попрощаться к родимому краю!
И здесь уже ляжешь в соборе во гроб.»
…Татарские стрелы летели, крылаты;
блестели мечи, обоюдоостры:
…не сможешь, не сможешь, не сможешь – обратно…
…не сможешь – в дому дверь родную открыть…
На всё - Божья власть! Протрубили победу.
А мальчик Меркурий – не сходит с коня.
-Домой! Раз закончился бой, - я поеду!
Ведь мне обещали! Пустите меня!
…Твердят, после боя – руками не машут.
А, может быть, надо бы было махнуть…
Был мальчик – убит. Божьим Ангелом. Нашим!
Не злобным татарином в ту давнину.
Он плату свою внёс за божию милость.
(Когда-то за милость платил Иисус…)
Но жизнь в этом теле не кончилась, - билась,
и, голову буйну держа на весу,
Меркурий – не пал! Снова голову – в руки,
и ну-ка - домой! Поскорее в Смоленск!
Бывает: сильнее душевные муки,
чем боль умиранья на этой земле.
Дошёл - и упал у ворот! Бездыханный.
И землю обнял. И его – не поднять!
Лежит голова отделённо и странно,
и смотрит глазами в глаза на меня.
…Быть умным – не слишком великое дело.
Не энтаких били по их головам!
«Быть телу – в родимой земле!» - Улетело
посланье к потомкам, в грядущее! К нам!
Чтоб знали, что голову – носят с собою.
И умную голову, что ни скажи…
Бывает: теряют в пылу среди боя
и голову, и человечую жизнь.
Но Родина, средь воровства и обмана,
предательства и вседержавного зла, -
жива!.. Буйну голову – вынь из кармана,
коль не потерял. Чтоб домой довела!
Другой с головастых и спрос, и расплата.
И орды, и морды – на них норовят!
Но Родина грешная не виновата
в безвременной гибели русских ребят!
Мы многим молились, - и долго, и слишком.
И верили более им, чем богам.
…Сподвигнутым в подвиге, русским мальчишкам –
поплачь, Божья Матерь, тиха и строга.
В смолистом Смоленске – батыев набеги…
Но знайте, что есть Богородицын суд!
Что Миша и Гаврик, как архистратеги,
безглавое тело во гроб – отнесут.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Публицистика : Християнські Побутові Колискові - Воскобойников Ігор Григорович Протягом тривалого часу мене цікавили саме християнські колискові, причому, побутові, тобто ті, яких співають рідні саме у побуті біля самої колиски.
Й ось десь із місяць тому Господь дав мені самому низку колискових, частину з яких сьогодні наводжу.
З того часу я більш системно зацікавився цим питанням й, до мого здивування і навіть із прикрістю, виявив майже повну порожнечу у цьому напрямі. І це у нас, на співучій Україні!
Ще раз підкреслю, мова йде не про літературні колискові, які є у класиків, хоча й у дуже невеликій кількості, й пару яких можна зустріти навіть на нашому сайті: у Светлани Касянчик та у Зоряни Живки.
… Звернувся інтернетом до бібліотекарів системи дитячих бібліотек України й із вдячністю ознайомився із ще якоюсь дещицею колискових. Причому, із прикрістю відзначаю, що наші християнські поети й тут «пасуть задніх», віддавши повністю цей надважливий напрямок духовного виховання на перекручування лукавому.
Отже, намагаючись не скотитися до примітивізму, намагався зробити колискові різного рівня складності від максимально простих й гнучких, щоб мама, тато або інший родич міг сам творити їх та прилаштовувати до індивідуальних потреб, так би мовити, не зазираючи до писаного тексту.
Заздалегідь ДУЖЕ вдячний усім, хто випробує їх у практичних умовах і повідомить свою думку.
Ще більш вдячним буду за продовження розвитку цього напрямку і повідомлення мені про набутки як українською, так й основними романо-германськими та слов'янськими мовами.